Доступная среда
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ
Федеральные документы
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
- Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
- Приказ от 31.07.2015 № 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"
- Приказ от 15.10.2015 № 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы"
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России с 2008 года реализуется Программа по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломабильных групп населения - Государственная программа "Доступная среда". Федеральную целевую программу "Доступная среда" впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды. Действие ее было продлено до 2025 года.
Задачи программы :
Одной из главных задач Программы является обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения". Критериями оценки выполнения этой задачи будут являться:
увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году).
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Каждый ребенок, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических и иных особенностей, имеет право на получение дошкольного образования. Чтобы дети-инвалиды могли это право реализовать, в детском саду для них должны быть созданы особые условия.
Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в учреждение доступной среды, позволяющей детям-инвалидам получить современное дошкольное образование, направленное на улучшение их качества жизни и интергацию в социум.
Основные задачи нашего учреждения по реализации программы "Доступная среда":
- создание условий для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми - инвалидами;
- формирования толерантного отношения детей и взрослых к особенным детям;
- развитие у детей-инвалидов адаптивных способностей личности для самореализации в окружающем мире.
В нашей дошкольной организации обучается 1 ребенок, имеющий инвалидность.
С данными категориями детей работают квалифицированные специалисты:
Богданова Наталья Тимофеевна - учитель-логопед с высшей квалификационной категорией;
Гаглоева Елена Анатольевна - инструктор по физической культуре с высшей квалификационной категорией;
Ивакина Елена Александровна - воспитатель с первой квалификационной категорией;
Чеснокова Елена Николаевна - воспитатель с первой квалификационной категорией;
Невинчан Екатерина Федоровна - воспитатель с первой квалификационной категорией;
Пространство, организованное для работы с детьми данной категории характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью.
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствуют |
Сведения о приспособленных объектах для проведения практических занятий
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствуют |
Сведения о библиотеках
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Отсутствуют
Книжный фонд МКДОУ «Детский сад №10 «Буратино» включает: учебную, методическую и справочную литературу, периодическую печать, детскую художественную литературу, наглядные и дидактические пособия. |
Сведения об объектах спорта
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Уличная спортивная площадка, может использоваться детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Оснащена спортивно-игровыми комплексами для развития основных движений, беговой дорожки, ямой для прыжков, баскетбольной стойкой, щитами для метания. |
Сведения об условиях питания обучающихся
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
в Учреждении организовано сбалансированное 4-х разовое питание в соответствии с примерным 10-ти дневным меню. Питание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с действующим Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020. |
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции. |
Информация о средствах обучения и воспитания
Наименование кабинета |
Оснащенность кабинета
|
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|
Для двигательной активности детей: каталки с палочкой, каталки на шнурке, коврики массажные, наборы мячей разного типа и размера, наборы разноцветных кеглей, игры-наборы "Городки", "Кольцеброс", "Бадминтон", "Теннис", обручи, скакалки, дуги и др. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МКДОУ «Детский сад №10 «Буратино» обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья на территорию и в здание нашего учреждения (имеются пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, доступная ширина прохода, калитки, проема в ограждении, при входе в учреждение висит табличка со шрифтом Брайля с названием учреждения и кнопкой вызова администратора)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях информационного обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МКДОУ «Детский сад № 10 «Буратино» обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет свой официальный сайт, электронную почту. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада - версия для слабовидящих. Возможно проведение консультирования в дистанционном режиме по всем интересующим вопросам.
Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам обеспечивается при организации образовательной деятельности через использование презентаций, интерактивных игр, дидактического материала, демонстрируемого через интерактивную доску;
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования оборудованы групповые помещения ДОУ, музыкальный зал, комната для занятий по подгруппам: интерактивная доска, проектор, ноутбуки;
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
не предусмотрено
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
не предусмотрено
При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:
- организация пространства;
- организация времени;
Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Помещение группы условно делится на зоны по функциональным назначениям: игровая, учебная. В группах используются дополнительные визуальные средства: фотографии, информационные таблички, иллюстрации правил поведения.
Наше образовательное учреждение имеет следующие условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территории и в здании детского сада:
- вход с улицы в группу, оборудован пандусом с поручнями;
- устранены пороги в дверных проемах;
В детском саду созданы специальные образовательные условия, приобретены следующие пособия:
- Световой стол для рисования песком
Песочная терапия – это интересный и очень важный метод для развития каждого ребёнка, дающий возможность поиграть с песком, познать новые ощущения, а также развить мелкую моторику рук, творческое восприятие мира и способность к самовыражению. Кроме того, песочная терапия – это прекрасный способ развития у малыша пространственного воображения, внимания и памяти. Ещё один немаловажный момент – создавая свой собственный, неповторимый мир на песке, ребёнок показывает нам все свои переживания и фантазии.
Тактильная дорожка
Способствует правильному формированию стопы, является отличным средством профилактики плоскостопия и расслабления, укрепляет своды стоп ребенка. Дорожка развивает тактильные ощущения, координацию, моторику.
Мягкая форма пуфик
Эргономичная, комфортная, тактильно приятная мягкая форма располагает к отдыху и взрослых, и детей. Пуфик принимает форму тела благодаря мягкому наполнителю, что отлично способствует релаксации. Он изготовлен из высококачественных материалов, поэтому прослужит долго и станет любимым местом для расслабления.
Сухой душ (фото)
Сухой душ — это процедура психологического расслабления и релаксации. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира.
Предоставление услуг в дистанционном режиме
МКДОУ «Детский сад №10 «Буратино» обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Предоставление услуг дистанционно, проводятся в порядке:
Консультирование и информирование родителей (законных представителей) воспитанников по порядку приема (зачисления), порядку предоставления компенсации родительской платы; по вопросам обучения и воспитания, ознакомления с нормативными локальными актами учреждения и др.
- На официальном сайте: https://buratino10-kir2.kinderedu.ru/
- По E-mail: mkdou_ds10_kirov@adm.kaluga.ru
- По телефону: 8 (48456) 6-38-74
Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится перед территорией учреждения, на ней предусмотрена парковка для инвалидов с личным транспортом.
Для создания в нашей дошкольной образовательной организации специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, проведены следующие мероприятия:
Создана архитектурная доступность образовательной организации:
- обеспечена доступность входной группы: установлен пандус, построено новое крыльцо, имеющее навес, заменена входная дверь, соответствующая требованиям;
- обеспечена доступность помещений коридора первого этажа: расширены дверные проемы, заменено покрытие пола – на нескользящую керамическую плитку;
- закуплено развивающее оборудование для кабинетов учителя-логопеда и педагога-психолога: игры и игрушки для интеллектуально-творческого развития детей с ОВЗ (развитие памяти, концентрации внимания, воображения, пространственных отношений, освоение элементов художественного конструирования, творческих способностей, комбинаторных способностей, мышления, смекалки и сообразительности, стимуляции речевых центров, развитие связной речи, активизация и развитие словаря, развитие фонематических процессов, речевого слуха, внимания, всех видов восприятия, тонкой моторики и т.д.)
Установлена интерактивная доска, приобретен проектор и два ноутбука, проекционный экран, которые находятся в музыкальном зале, в кабинете логопеда.
Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно – гигиенических требований. В ДОУ соблюдается санитарно – гигиенический режим. Ведётся постоянный контроль за выполнением графика генеральных уборок и соблюдением санитарно – гигиенических норм на группах, наличием моющих средств для мытья посуды, стирки белья и спецодежды.
Групповые помещения имеют отдельные спальни, санузлы, приёмные комнаты, игровые комнаты и буфетные. Образовательная предметно-развивающая среда в группах организована в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера "необходимого и достаточного" для каждого вида деятельности, представляет собой "поисковое поле" для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДОУ не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
В каждой группе созданы уголки:
- "Познавательно-исследовательской деятельности"
- "Сюжетно–ролевой игры"
- "Уголок книги"
- "Уголок конструирования"
- "Уголок музыкально-художественного творчества"
- "Речевой уголок"
В процессе образовательной деятельности используются печатные пособия, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для обеспечения физической активности детей в помещениях ДОУ имеется музыкальный зал (совмещен с физкультурным залом), имеется необходимое стандартное физкультурное оборудование:
- гимнастические лестницы,
- скамейки,
- маты,
- резиновые и надувные мячи,
- обручи,
- скакалки,
- спортивный уголок,
- туннели,
- дуги для подлезания,
- гимнастические палки,
- конусы с отверстиями.
Имеется достаточное количество различных атрибутов для проведения корригирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи, рукавички, мячи-прыгуны, массажные коврики и дорожки. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе есть спортивная площадка.
Технические средства обучения:
- компьютер – 4 (с выходом в интернет);
- ноутбук - 2 (с выходом в интернет);
- цифровой фотоаппарат – 1;
- магнитофон – 6;
- мультимедийный проектор – 1;
- экран со штативом – 1;
- принтер – 1;
- принтер +ксерокс + сканер – 3;
- колонки музыкальные – 2.
Информация об условиях питания воспитанников
Для обеспечения качественного питания пищеблок ДОУ оборудован необходимым кухонным оборудованием, отвечающим требованиям СаНПин. Приготовление блюд для детей ДОУ осуществляется на основании технологических карт, где указана рецептура блюд, технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов. Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют сертификат соответствия. Качество продуктов проверяется медицинским работником, кладовщиком и поваром. Бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль качества пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, для приёма пищи. Выдача пищи проходит согласно графику, с учётом тёплого и холодного времени года. Для родителей (законных представителей) ежедневно в фойе и группах детского сада вывешивается меню, утверждённое заведующей ДОУ.
Информация об условиях охраны здоровья обучающихся
Медицинский персонал детского сада (представлен медсестрой ЦРБ) тщательно контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм.
В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия:
- ведение календаря профилактических прививок,
- осмотр дошкольников на энтеробиоз,
- регулярный осмотр воспитанников на педикулез,
- измерение антропометрических данных,
- работа бракеражной комиссии,
- предэпидемиологические меры по гриппу H1N1 и гепатиту А,
- системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди воспитанников во время образовательного процесса и соблюдения режимных моментов.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, и электронным ресурсам
В ДОУ имеется доступ к сети Интернет. К сети подключены 100% компьютеров ДОУ.
Воспитанники ДОУ не имеют доступа к электронным образовательным ресурсам.
Доступ педагогических работников к информационным ресурсам ресурсам осуществляется в целях получения ими информации и качественного осуществления педагогической, научной, методической или исследовательской деятельности.
Обеспечение безопасности ДОУ:
- круглосуточная охрана через кнопку тревожной сигнализации;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- запасные противопожарные выходы;
- тренировочные занятия с сотрудниками и детьми по действиям в случае ЧС;
- ограждение территории ДОУ;
- ночное освещение территории ДОУ.
В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории:
- Территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,5м.
- Имеются игровые площадки для каждой возрастной группы + спортивная площадка, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование – малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей.
- Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Адаптированные образовательные программы
Формы обучения: |
очная (Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии) |
Нормативный срок обучения: |
1 год |
Государственная аккредитация: |
отсутствует |
Языки, на которых осуществляется образование (обучение): |
Русский |
Адаптированная программа для детей с ТНР АОП для ребенка с ТНР Описание к адаптированной программа для детей с ТНР |
|
Адаптированная образовательная проограмм дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра в соответсвии с ФОП НА 2023-2024 учебный год АОП для ребенка с РАС на 2023-2024 у.г.
Описание к адаптированной программа для детей с РАС
|